Предпечатная подготовка
Многостраничная полиграфия
Сегодня мы с вами разберемся в основных моментах, которые стоит знать и учитывать при подготовке многостраничной полиграфии в печать. И Начать наверное надо с того чтобы определиться в видах реализации многостраничной полиграфии. Поскольку для нас имеет большое значение то, как будет производиться наша продукция и желательно это учитывать с самого начала верстки, чтобы избежать дальнейших проблем.

Есть три самых популярных технических варианта реализации этой продукции, которые нам стоит рассмотреть:

1.На клей — самый простой пример, любой коммерческий журнал в котором корешок делается «на клей». Это один из самых распространенных вариантов многостраничной продукции.
Буклет собранный «на клей»
2.Под скрепку — брошюры и журналы, развороты в которых соединены скрепкой или несколькими скрепками.
Брошюра собранная «на скрепку»
3.На болты — вариант крепления полиграфии в папку, корешок которой зажат болтами. Такое решение частенько используется в меню для ресторанов.
Меню «на болты»
Представлять себе различия этих видов полиграфии принципиально важно для того чтобы подготовить вашу верстку к печати правильно. Поскольку подготовка довольно сильно может отличаться в каждом из указанных вариантов.
Подготовка под клей
Основные моменты которые стоит учитывать подготавливая макеты «под клей»:

1.Вылеты под обрезку (a.k.a. bleed) — все материалы которые ставятся «в край» нужно делать с вылетом от 3 до 5 мм за край вашей рабочей области. В противном случае есть шанс что на макете после печати появятся белые полоски по краям. Это связано с тем что при нарезке ваших страниц у режущего ножа есть погрешность. И он может отрезать как на миллиметр внутрь так и на миллиметр наружу вашу страницу. В первом случае у вас отрежется миллиметр от ваших материалов с края, во втором у вас останется миллиметровая белая полоска с края (если вы не сделали вылеты). Точный размер вылетов вам должна выдать типография. В случае отсутствия ТТ делайте 5 мм, чтобы спать спокойно после сдачи в печать.
Обратите внимание на выпуск в 5мм в левом варианте и его отсутствие в правом.
2.Внутренний отступ — обычно края страниц не запечатываются информацией, поэтому мы всегда делаем отступ внутрь, от края макета. Исключением являются фотографии, рендеры и графика, которые изначально стоят «на вылет». Размер этого отступа выдает типография, если у вас нет ТТ, то ориентируйтесь на 1,5 см от всех краев, кроме того где будет клей (там лучше взять 2 см). Учитывайте, что отступ от края где будет корешок, стоит делать больше чем все остальные, т.к. несколько миллиметров листа уйдет «в клей».
3.Раздвижка под клей — прием который используется для того, чтобы компенсировать те миллиметры полос, которые уходят под клей. Это позволяет сделать так, что при раскрытие разворота, визуально кажется что одна часть картинки идеально сходится с другой. Если не использовать раздвижки, то на некоторых разворотах может быть впечатление, что часть информации «срезалась» (на самом деле она ушла в клей и в загиб, который присутствует во всей полиграфии «на клей»). В обычных случаях можно уточнить сколько миллиметров должна быть раздвижка в самой типографии, поскольку этот размер зависит от толщины готового издания. Если нет ТТ, то можете спокойно делать 3-4 мм раздвижки.

Физически делается следующим образом, вы берете изображение которое стоит у вас на весь разворот. Разделяете его на две части и правую часть двигаете в сторону от корешка на 3-4 мм. При этом визуально это будет выглядеть вот так:
Обратите внимание на «раздвоение» изображения. Так и должно быть при наличии раздвижек под клей.
4.Изображения на разворотах — всегда помните что у вас есть корешок, который делит разворот на две части. Во время верстки очень легко забыть об этом и поставить например, лицо человека на весь разворот. И потом горько пожалеть об этом получив журнал. Избегайте изображения людей поделенных серединой разворота, добавляя карты не ставьте их так чтобы важная информация была по середине.
5.Чёрный цвет — в полиграфии используется несколько вариантов цвета для работы. Первый это так называемый стопроцентный чёрный или чёрный в одну краску (0 0 0 100), этот цвет используется для всего наборного текста и выносных элементов (и прочих физически маленьких элементов дизайна). Второй цвет — Rich black (составной чёрный), используется в случаях когда у вас есть большие площади которые должны быть залиты чёрным цветом, например обложка. Разница между ними очень хорошо видна на печати, черный в одну краску блеклый, составной напротив максимально «чёрный» и глубокий, иногда может быть с отливами в теплый или холодный.
Эта картинка показывает в чем разница между составным и не составным чёрным.
Варианты составного чёрного для ваших макетов.
Обычно типография прописывает в ТТ где и какой чёрный (иногда вплоть до цифровых значений) вам нужно использовать.
6.Оверпринты (overprint) — оверпринт, это печать одной краски прямо поверх другой. В процессе офсетной печати цвета на листы накатываются поэтапно. Получается что для полноцветной печати лист прокатывается четыре раза, и есть шанс что хотя бы один из этих разов будет небольшая погрешность на стыке цвета, особенно в маленьких элементах. Если такое произойдет то выглядеть после печати это будет так:
Так выглядит косячная печать с выключенной функцией оверпринта
Функция оверпринта помогает вам печатать мелкие элементы (обычно используется для мелких надписей и выносок преимущественно черного цвета) поверх другой уже напечатанной краски. Таким образом вы можете стопроцентно избежать таких ситуаций как на примере выше.
Так выглядит тот же самый макет с включенным оверпринтом. Обратите внимание что цвет черного немного изменился.
В обычных ситуациях, необходимость включения функции оверпринта прописывается в ТТ от типографии. На практике, зачастую типография сама включает оверпринты там где они нужны и от вас этого не требуется. Но лучше знать и понимать что это такое. Поскольку есть несколько интересных моментов с которыми вы можете столкнуться используя оверпринт.

Первый — вытекает из физического процесса печати «поверх» другой краски, сумма краски в местах оверпринта будет пересчитываться в соответствии с наложением вашего цвета поверх. Тоесть ваш чёрный перестанет быть (0 0 0 100), а превратится в сумму стопроцентного черного плюс сумму цвета под ним. Из этого же вытекает тот факт что ваш чёрный цвет становится составным и приобретает оттенок (в мелких элементах это не заметно визуально).

Второй — оверпринт можно использовать в творческих целях, поскольку цвета накладываются друг на друга и смешиваются, вы можете получить интересные эффекты.
7.Минимальные размеры кегля и линий — у каждой печатной машины есть свои особенности и возможности. Поэтому в ТТ из типографии указываются минимальные размеры кегля который вы можете использовать в своем макете. Иногда указываются разные размеры кеглей для обычной печати (черный текст на белом фоне) и вывороткой (белый текст на тёмном фоне).

Помимо требований печатных машин у нас еще есть требования законов РФ. Поэтому часто можно встретить отдельно указанные кегли и размеры шрифтов для юридических текстов и подобной информации. С линиями похожая история, обычно минимальная толщина линий в макете не должна быть ниже 0,2 pt, но я бы рекомендовал не брать меньше 0,25 pt.
8.Цветовые схемы и профили — тут все просто, используем CMYK и профиль ISO coated v2 300%. Это стандарт который можно смело брать в работу. Редко, но встречается использование других профилей, это всегда прописывается в ТТ из типографии.

При выводе печатного файла, встраивание цветового профиля ОТКЛЮЧАЕТСЯ.

Ссылка на профиль ISO coated v2 300%
9.Обложка — обычно готовится к печати отдельным файлом. Тут вам нужно знать две важные вещи.

Первая — в размер обложки должна быть включена толщина корешка. Толщину корешка рассчитывает типография в зависимости от количества страниц. Соответственно ваша задача, запросить толщину корешка у менеджера/типографии.
Пример обложки для буклета А5, обратите внимание что длина обложки не 297 мм, а 302 мм потому, что к длине обложке прибавлена толщина корешка в 5мм. Темно зеленым показана добавленная толщина.
Вторая — обложка готовится двумя разворотами, каждый из которых делаются на одном канвасе. И обратите внимание на порядок расположения полос. Поскольку лист обложки при печати переворачивается, чтобы запечатать внутреннюю сторону, полосы на внутренней стороне идут в обратном порядке, левая сторона становится внутренней частью лицевой, правая часть становится внутренней частью задней. Если вам трудно понять эту разверстку, то можете просто взять лист А4, согнуть пополам и надписать полосы. В любом случае мы еще вернемся к этому моменту в подготовке на скрепку.
Так должен выглядеть макет обложки в индизайне. Обратите внимание на разверстку полос.
Остальные требования к обложке такие же, как и к печатному блоку. Иногда если нужно фольгирование/тиснение/конгрев, то для них указываются минимальные размеры элементов в ТТ из типографии.
10.Шрифты в кривые — классика конечно, но на данный момент далеко не всегда в ТТ есть это требование. Гораздо чаще шрифты просто встраиваются в печатный пдф файл. Либо если вы сдаете макет в индизайне то делается package всего проекта включая шрифты. Но, если вы всетаки столкнулись с этим требование, то я рекомендую вам закривлять шрифты через Adobe Acrobat. Это поможет вам избежать преждевременного старения и выпадения волос. А если серьезно, то закривляя шрифты в акробате у вас остается исходник с незакривленными шрифтами и вы точно не пропустите ни один текстовый блок. Так что очень рекомендую)
11.Форматы файлов — почти все печатники сдаются либо в пдф, либо в оригинальном файле программы в которой вы их делали (индиз, фотошоп, люстра). Если вы сдаете в файлах программы то вас попросят сделать package проекта и выслать его в типографию. Делаю пэкадж, не поленитесь сделать превью того, как должны выглядеть макеты в ваших фантазиях, чтобы типография понимала какой результат вы ждете.

Сдавая файлы в PDF формате вы просто делаете экспорт, включая обрезные метки и отключая встраивание цветовых профилей. В отдельных случаях бывают указаны конкретные версии PDF файлов. Обратите внимание, что в этом случае ЧАЩЕ ВСЕГО ПДФ НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ ПРОЗРАЧНОСТИ И ГРАДИЕНТЫ.

Так же обычно в ТТ указывается постранично или разворотами вам нужно выводить файлы.
В этих боксах выбираются версии которые вам нужны
12.Структура печатников — как вы уже поняли прочитав раздел про обложку, на выходе у вас будет несколько файлов которые отправляются в типографию.

Обычно выглядит это следующим образом:
• печатный файл блока (весь буклет без обложки)
• печатный файл обложки
• превью ВСЕГО собранного буклета в пдф
• файлы постпечатной обработки (например лак на обложку, тоже делается отдельным файлом в формате пдф)

Итого у вас будет 4-5 файлов которые отправляются на печать.

Это что касается сдачи в PDF формате. При сдаче в оригинальных файлах все проще, нужно просто оригинальный макет запакованный и превью, возможно обложку отдельным файлом.
Так будет выглядеть печатник буклета с лаком на обложке. Соответственно: block - это сам блок буклета без обложки, cover - файлы обложки, LAK - файлы расположения лакировки на обложке, и один файл общего превью всего буклета.
Обратите внимание что ПЕЧАТНЫЕ файлы лака, конгрева, тиснения и прочих подобных вещей выводятся БЕЗ ОБЛОЖКИ. Тоесть они будут на белом фоне в пдф формате. А превью этих файлов выводится С ОБЛОЖКОЙ, чтобы в типографии понимали где что и как должно быть залакировано и чтобы они могли сообщить вам если вы накосячили и что-то не сходится.
13.Сумма красок (inklimit) — один из основных параметров, который вы найдете в каждом ТТ из типографии. Допустим что у вас в макете есть плашка цветом (20 30 70 80), это значит что на производстве, на лист будут накатывать краску в четыре прохода. Первый проход нанесут 20% cyan, второй проход нанесут 30% magenta, третий проход нанесут 70% yellow, четвертый проход нанесут 80% key color (black). Таким образом из этих цветов получится цвет вашей плашки, а его сумма краски составит 20+30+70+80 = 200%.

Обычное значение суммы красок которое нельзя превышать это 280%, 300% либо 320%. В зависимости от конкретной печатной машины.

Что же будет если выйти за эти суммы?
Вполне вероятно, что когда прокрашенный лист выскочит из печатной машины на паллет, краска на нем будет не высохшая до конца и следом за ним вылетит такой же и ляжет сверху, в результате вместо тиража вы получите склеенный бумажный кирпич размером с паллет)

Сумма красок может быть проверена либо в самом индизайне либо в акробате (что гораздо удобнее).

Так же здесь стоит обратить внимание на несколько моментов:
• при установке оверпринтов сумма краски меняется и проверять её нужно уже в выведенном пдф файле, через акробат
• обратите пристальное внимание на фотографии и рендеры, которые обычно нужно отдельно готовить к печати. В 90% случаев, в темных местах будут превышения по сумме красок.
На этой картинке показано как выглядят превышения по сумме красок с лимитом в 280%, в индизайне. Если вы видите такое, то дело плохо. Придется исправлять.
14.Лак, конгрев, тиснение, вырубка и прочая постпечатная обработка. Вся постпечатная обработка делается и сдается отдельными файлами. Для разметки можно использовать любые цвета, если в ТТ не указано обратное (в редких случаях в ТТ прописываются цвета которые нужно использовать для разметки, частенько это бывает registration black ( 100 100 100 100)).
Так будет выглядеть превью файла, где мы хотим сделать на обложке нос котика лакированным
А так будет выглядеть сам печатный файл ПДФ, для лака.
Остальные постпечатные обработки оформляются и размечаются по такой же логике.
15.Спуск полос — процесс размещения полос издания, обеспечивающий требуемое чередование полос. Давайте для начала быстренько обозначим что такое полоса, чтобы не было дальнейшей путаницы. Полоса — полиграфический термин, обозначающий 1 страницу в блоке брошюры или книги. Таким образом на одном листе у вас есть две полосы, одна с одной стороны и вторая с оборотной.

Как вы понимаете, верстая в индизайне развороты, вы видите их в том порядке в котором они будут идти в буклете. Но для их корректной печати полосы должны размещаться в другой последовательности, так как листы запечатываются с двух сторон.

Так вот, хорошая новость — вам не надо морочиться с этим, в типографии сами расставят полосы в нужном порядке. Верстается полосы в том порядке в котором они будут идти в буклете.
16.Рендеры, изображения, фотографии — все должно быть в качестве 300 dpi и переведено в цветовую модель CMYK перед печатью. И как вы уже знаете все нужно проверить на сумму красок.

Если высланные вам в работу изображения не 300dpi то у вас два варианта:

• Предупредить клиента и запросить материал в нормальном разрешении. Обычно ответом на это служит рассказ о том что у них нет ничего лучше чем это. Тогда можно просто игнорировать это требование, главное чтобы клиент был предупрежден о последствиях.

• Искуственно поднять dpi изображений в фотошопе. Тогда они чисто технически будут проходить по требованиям, но выглядеть будут так же убого что и раньше. Так тчо в этом случае клиент тоже должен быть вкурсе происходящегою
17.Неиспользуемые цвета — желательно удалить из палитр в вашем макете все неиспользуемые цвета. А в случае работы с пантонами это обязательно.
Пример типичных требований типографии на сдачу многополоски вы можете увидеть снизу и соотнести с пунктами которые мы разобрали
Это были основные моменты которые нужно знать и учитывать подготавливая макеты к печати «на клей». Очень много из того что здесь написано актуально и для скрепки, и для болтов. Поэтому в следующих разделах, я опишу только те моменты которые нужно учитывать в дополнение ко всему что было описано здесь.
Печать «на скрепку»
Основные отличия при подготовке от варианта «на клей»
К печати на скрепку предъявляются все те же требования что и к подготовке «на клей». Но есть несколько принципиальных моментов которые нужно знать:

1.Кратность полос — поскольку печать происходит на одном листе, который потом сгибается пополам и пробивается скрепкой, следовательно количество ваших полос в макете должно быть кратно четырем. (на одном листе у вас будет распологаться четыре полосы). В противном случае у вас останется пустая полоса.

2. Обложка — в этом варианте у вас нет толщины корешка, поэтому делая макет обложки не надо учитывать никаких дополнительных размеров.

3. Отступы — внутренний отступ от корешка можно не делать увеличенным как в варианте с клеем.
Подготовка «на болты»
Основные отличия при подготовке от варианта «на клей»
К печати на болты предъявляются все те же требования что и к подготовке «на клей». Но есть один принципиальный момент верстки который нужно знать:

Отступы — из-за того, что листы будут заходить под корешок слева, у нас появляется большой отступ с одной стороны. Верстка таких макетов делается не разворотами, а постранично. И этот отступ будет чередоваться слева и справа на ваших полосах как показано ниже.
Так должна выглядеть разверстка макета под болты.
Если вы дочитали до этого момента то я вас поздравляю!

Теперь вы знаете все базовые моменты которые вам понадобятся для того чтобы сделать предпечатную подготовку вашего буклета. В конце хотелось бы сказать, что я описал самые распространенные моменты, которые вы можете встретить фактически в каждом ТТ из типографии.

Однако попадаются специфические требования обусловленные конкретными печатными машинами, но свести их к какому-то списку рекомендаций не представляется возможным, поскольку все слишком единично и индивидуально в таких случаях.
Спасибо за внимание!
Автор статьи: Петр Никитин

В превью использовались работы этих авторов:
https://www.behance.net/0973b2df
https://www.behance.net/analaurahorst
https://www.behance.net/paulinakozicka
https://www.behance.net/victorgamaaa


Made on
Tilda