введение
Предпечатная подготовка
Цветовые схемы RGB & CMYK
Зачем они нужны и в чем разница?
Модель RGB — цветовая модель, которая применяемая в технике и веб дизайне. Аббревиатура обозначает три цвета — Red Green Blue, из которых, в свою очередь, смешиваются все остальные цвета. В технике этот принцип реализован по средствам того, что рядом стоящие пиксели окрашиваются в один из трех цветов, в сумме образовывая нужный цвет. Модель позволяет получить более 16 млн. цветов. Модель является аддитивной, что в переводе на русский, значит — чем больше цветов выводится в каждом канале, тем ближе итоговый цвет к белому. (Например, 0 0 0 это черный цвет, а 255 255 255 это белый цвет)

Модель CMYK — цветовая модель, которая применяется при работе с печатными машинами. Аббревиатура обозначает Cyan, Magenta, Yellow, Key color, что соответствует названиям цветов, из которых в этой модели смешиваются все остальные цвета. При смешении первых трех цветов получается тёмно коричневый цвет, а не черный, поэтому, в модель был добавлен так называемый Key color, соответствующий чистому черному цвету. Модель является субстрактивной, что значит, что чем меньше цвета в каждом канале, тем ближе итоговый цвет к белому. (например 100 100 100 100 это чёрный цвет, а 0 0 0 0 это белый). Стоит обратить внимание на то, что белый цвет со значением 0 0 0 0, не значит, что в типографии вам будут заливать лист белым цветом, а наоборот, обозначает отсутствие краски в данном месте. Это значит, что если вы печатаете на цветном картоне, то в этом месте будет виден цвет картона не покрытого краской.

Делать макеты, которые вы планируете печатать, нужно изначально в цветовом пространстве CMYK. Таким образом, вы сможете избежать проблем, которые могут возникнуть в случае, если вы работали в RGB и потом, перед печатью, решили конвертировать в CMYK.
Pantone
Что у нас в тренде в этом сезоне?
Pantone — стандартизированная палитра цветов, разработанная фирмой Pantone и достаточно распространенная по всему миру. Пантон не является цветовой моделью. Скорее стоит рассматривать его как готовую палитру стандартизированных цветов. Здесь важно знать, что цвета пантона не получают при помощи смешения цветов CMYK на производстве, поэтому цвета этой палитры стоят особняком как в программах, так и в предпечатной подготовке. В палитре есть несколько каталогов, которые подходят для печати на мелованной или не мелованной бумаге, а так же присутствует металлик (чтобы понимать как они выглядят, нужно иметь физический каталог цветов aka пантонник). Для части цветов в каталогах указаны аналоги в CMYK.
Терминология
Эти словечки нам пригодятся дальше!
Перед тем, как начать обсуждение, хотелось бы сделать небольшой словарик, который поможет вам не запутаться в том, что будет написано дальше. Если вы забыли что значит то или иное понятие, можете вернуться сюда и посмотреть еще раз.

Вылеты (Блиды, Bleed) — выпуски краёв фона за пределы рабочей области в программе. Делается, чтобы избежать белых непропечатанных краев при нарезке ваших напечатанных макетов. При нарезке макетов, всегда есть небольшая погрешность (ход режущего лезвия) и, если сделать макет размер в размер, то может получиться ситуация, при которой нож пройдет за пол миллиметра до того места, где начинается ваш макет. И вы останитесь с белой полоской по краю. Чтобы избежать — фон (фотографии, паттерны) вытягивается за край макета на длину 3-5мм.

Биговка (Биг) — продавливание дорожки на местах сгиба. Часто использется для картонной продукции. Например, чтобы ваша картонная папка складывалась без проблем, делается биговка по середине макета. Применяется там, где планируется постоянное сгибание/разгибание изделия. Подходит для папок, конвертов, коробок, упаковки, обложек, открыток и т.п.

Фальцовка (фальц) — сгибание бумаги по заданным направляющим в местах, где предполагаются сгибы вашего макета. Используется для буклетов, брошюр, листовок, газет, писем и т.д.

Конгрев — выдавливание изображения на бумаге или картоне. Выдавливаться может как внутрь, так и наружу, получая, соответственно выпуклое или впуклое изображение. Конгрев может комбинироваться с другими постпечатными обработками, например, с фольгированием.

Фольгирование — нанесение изображения при помощи фольги. Не требует изготовления клише. Фольга наносится на места покрытые тонером, а в остальных местах убирается.

Тиснение фольгой — тоже самое, что фольгирование, только нужно изготовление штампа для выдавливания изображения.

Лак — покрытие частей макета или всего макета УФ лаком.

Инклимит (Inklimit, сумма красок) — термин обозначающий суммарное количество краски на запечатываемом участке. (Если сложить значения всех четырех столбцов в CMYK, то вы узнаете сумму красок выделенного объекта). Это очень важный параметр, на который, в первую очередь обращают, внимание в типографиях. Неправильная работы с ним может привести к тому, что весь тираж полиграфии будет испорчен.

ТТ — технические требования (обычно запрашиваются, либо у типографии либо у клиента)

Поздравляю, теперь вы знаете самые часто используемые термины в предпечатной подготовке!
Цветовые профили
Мы точно что-то слышали про них!
Цветовой профиль — это именно та штука, которая позволяет передавать цвета одинаково на разных устройствах и понимать, как будет выглядеть ваш макет, до того, как вы его напечатали.

Существует огромное множество различных профилей, конкретных печатных машин или видов бумаги. Тут важно знать, что самый часто используемый профиль, это iso coated v2 300. Именно этим профилем стоит пользоваться, если в технических требованиях типографии не указано иное. Если в технических требованиях указаны другие профили, например Fogra 39, то просто выставляйте его в программе в которой вы работаете перед началом работы.

Скачать профиль iso coated v2 300.
Основные виды печати
Офсет и какая-то еще?
Последняя остановочка перед тем, как запрыгнуть прямо в предпечатную подготовку. До того как готовить макеты к печати( да и в процессе их создания), стоит знать какой вид печати планируется и какие у него есть особенности.

Офсетная печать — разновидность печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Самый распространенный вид печати в коммерции. Самые частые виды применения — печать многостраничной полиграфии.

Шелкография (шелкуха, трафаретная печать) — метод воспроизведения как текстов и надписей, так и различных изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы («матрицы»), представляющей собой мелкоячеистую сетку, сквозь незакрытые отверстия которой краска переносится на запечатываемую поверхность. Часто используется для сувенирки — футболки, шопперы, текстиль, визитки, папки.

Тампопечать — вид глубокой печати, в процессе которой краска переносится с печатной формы на изделие с помощью специального тампона. Часто используется для печати на выпуклых поверхностях, например, кружки, ручки, флешки и прочая сувенирка.

Цифровая печать (цифра) — цифровой печатью называется процесс, при котором краска наносится на поверхность прямо без использования особых печатных форм. Данный метод нанесения изображения и достаточно дешевый и позволяет создавать мелкие, и средние по размеру партии изделий с изображением и текстом.

Подготовка к печати по техническим требованиям из типографии
Если вы их получили то дела уже не так плохи!
Для подготовки печатных файлов, дизайнеры обычно запрашивают технические требования у клиента, а он в свою очередь у типографии с которой сотрудничает, либо у саплаера который занимается размещением рекламы под ключ.

Итак, давайте выделим основные пункты на которые вам нужно обратить внимание получив ТТ из типографии:

1. Размеры изделия.

Запечатываемое поле и видимый размер изделия — это не всегда одно и то же. Поэтому размеры вашего макета должны соответствовать именно типографским размерам. Так например делая баннер 6х3, размер макета в программе может быть 6200х3200.

2.Отступы от краев и видимая область.

В ТТ почти всегда будут указаны минимальные отступы от краев макета. В этих областях нельзя размещать важные элементы дизайна или текстовую информацию. Так же, часто указывается так называемое «видимое поле», это значит что у баннера может быть металлическая рамка и указанное видимое поле говорит нам о том, что всё, что находится за пределом, будет скрыто под рамкой. Если вы видите указанное видимое поле, то делайте отступ именно от него, это позволит вам избежать случаев когда ваш дизайн «прилип» к рамке или краю.

3.Формат принимаемых файлов.

Типография указывает какие файлы она принимает в печать. Чаще всего это формат AI, CDR, TIFF, PDF, PSD. Из этого списка вы можете выбрать самый удобный для вас формат сдачи макетов. Для разных форматов сдачи макетов, предпечатные требования могут немного отличаться. Поэтому читайте именно то, что относится к вашим файлам.

4.Цветовая модель файлов

Стандартная информация указываемая в ТТ. Диджитал форматы сдаются в RGB, печатные форматы в CMYK. Тут ничего сложного)

5.Разрешение изображения (DPI)

Обычно в ТТ указывается разрешение в котором должны быть выведены ваши файлы. Например, для тифов 6х3 это обычно 30-40 dpi. Это помогает избежать вам проблем при работе с файлами. Если вы попробуете поработать с макетом 6х3 в 300 dpi, то можете получить довольно травматичный экспириенс.

Отдельно стоит упомянуть, что все фото/рендеры которые вам выслал клиент для буклета или баннера должны быть в 300 dpi если не указано обратное. В реальной жизни не все клиенты готовы предоставить такой контент и тут у вас два пути. Первый, предупредить клиента о том, что высланные файлы имеют разрешение не достаточное для печати, в этом случае обычно говорят, что других нет, поэтому вы просто игнорируете это при подготовке к печати. Второй вариант — искусственно поднять разрешение файлов в фотошопе, подняв dpi до трехсот, тогда требования условно будут выполнены, но качество изображений на печати все равно будет убогим.

6.Вылеты

Типография указывает минимальные вылеты под обрезку, которые нужно ставить в макетах, где контент стоит «в край». Если сделать макет в край без вылетов, то есть шанс, что после печати и резки у вашей продукции появятся белые полоски по краям. Они появляются когда режущий нож проходит не точно по краю (да у него тоже есть погрешность резки). Вылеты стоит делать для цветных плашек, изображений, паттернов. Размеры вылетов задаются при создании файлов в программе, за исключением фотошопа.

7.Цветность (4+0, 1+0, 4+4)

Таким образом указывается количество красок используемых с одной стороны листа и с другой. Например, 4+0 значит — печать в четыре краски с одной стороны, вторая не запечатывается, 4+4 значит полноцветная печать с обоих сторон листа, 1+0 печать в одну краску с одной стороны и т.д.

8.Шрифты в кривые!

То, о чём вы наверняка слыхали. Типография указывает нужно ли им переводить шрифты в кривые или можно их просто приложить отдельными файлами. Самый распространённый вариант сейчас — шрифты встроенные в PDF файл, если вы сдаете в печать PDF.

9.Чёрный цвет

Пункт который встречается достаточно часто и на который нужно обращать внимания сразу как только вы начали делать макет. В печати используются разные черные цвета для разных целей. Так обычно цвет 0 0 0 100 используется для наборного текста (блоков, текстов) и мелких элементов типа выносок, линий, подчеркиваний. Но, если вы решили делать чёрную обложку, то упаси вас бог выставить 0 0 0 100. В таких случаях используется так называемый Rich Black (a.k.a. составной чёрный) варианты этого цвета вы можете посмотреть ниже. Они дают красивые глубокие чёрные цвета на печати.

Registration black (100, 100, 100, 100) не редко используется для разметки макетов под биговку и другую постпечатную обработку. В связи с этим не стоит использовать его в своих макетах без веского повода или просьбы типографии.

10.Минимальная высота шрифта юридического текста

Работая с коммерцией вам обязательно придется встретиться с дисклеймерами и юридической информацией которая размещается на макетах. Для этой информации обычно отдельно прописывается минимальная высота шрифта, которую вы можете использовать. И да, её придется измерить вручную). Это юридическое требование, которое нельзя игнорировать, если вы не хотите создать проблемы для вашего клиента.

11.Используемый цветовой профиль

Обычно типография указывает какой цветовой профиль должен стоять во время работы с макетами. При этом нужно учитывать, что почти всегда при выгрузке печатных файлов отключается встраивание цветового профиля в макет.

12.Минимальные кегли шрифтов

Типография указывает минимальные размеры шрифтов, которые вы можете использовать. Иногда указываются отдельные размеры для позитива и негатива (чёрное по белому и выворотка).

13.Минимальные толщины линий

У разных печатных машин разные возможности касаемо печати тонких линий. Поэтому обычно в ТТ указывается минимальная толщина обводок для обычной печати и для печати вывороткой. Стандартное минимальное значение толщин обводок, ниже которого не стоит опускаться это 0,25 pt для многостраничных изданий.
Спасибо за внимание!
На этом введение заканчивается. В следующих двух статьях мы более подробно рассмотрим как готовится к печати многостраничка, баннеры, евробуклеты и другая печатная продукция.
Made on
Tilda