В наши дни вся реклама выглядит одинаково? Во всем виноваты мудборды!
March 24th, 2022
01. Тренд ставить облака на фон — лишь один из примеров того, как эстетика художественного направления становится гомогенизированной и чрезмерно используемой. Фотоиллюстрация Элизабет Гудспид.
Вы сто процентов видели это раньше: полка с расположенными на ней косметическими средствами, сфотографированная прямо в фас на плоском фоне. Освещение контрастное, яркое, сзади вместо фона стоит лайтбокс. Сами полки, скорее всего, сделаны из стекла, что обеспечивает определенную невыразимую словами красоту, которая является неотъемлемой частью результата — безграничное сочетания обыденного с неземным. Этот стиль художественного направления, получивший название «shelfie", начался с кампании 1982 года Clinique Ирвинга Пенна, и с тех пор десятки брендов и изданий переняли этот стиль, превратив его из блестящей композиции в метафорический образ личной гигиены.
02. Снимок Ирвинга Пенна для рекламной кампании Clinique 1982 г.
Есть еще много часто используемых клише, таких как shelfie, которые вращаются вокруг современных трендов; один из примеров включает объекты, размещенные на зеркале, отражающем небо, создавая иллюзию продукта, парящего в воздухе. В другом примере используются капли воды, размещенные в кадре перед обьектом съемки. Каждое из этих клише широко используется в разных отраслях промышленности, с одинаковой композицией и концепцией, примеры можно увидеть Instagram аккаунтах начиная от крупных производителей напитков и заканчивая мелкими независимыми брендами по уходу за кожей.
03. Слева на право. Реклама для Selfridges, шелфи от фирмы Billie, реклама от Frederic Malle
В то время как каждый фототренд точен в своих деталях, при ближайшем рассмотрении фотографии разных трендов также начинают походить друг на друга; объекты начинают плавать на фоне пейзажа вместо облаков, а полки покрываются каплями росы. Как будто за каждой фотографией скрывается сеть идентичных отсылок — каждый снимок черпает вдохновение в эстетических компонентах последнего. Как только вы начинаете замечать повторяющиеся элементы, встроенные в каждый «новый» композиционный подход, это вызывает чувство дежавю.
Такого рода визуальная однородность - обычное явление в мире арт-дирекшена, где вездесущие стили действуют не как тренды, а скорее как мемы; их смешивают и разбавляют, пока они не станут единой визуальной массой. В сегодняшнем чрезвычайно ориентированном на онлайн мире широкая доступность эталонных изображений, возможно, вопреки здравому смыслу, привела к более узкому мышлению и поверхностному визуальному представлению. Это результат того, что я люблю называть "эффектом мудборда».
04. Примеры идентичных визуалов от разных брендов
Визуальная однородность – обычное явление в мире арт-дирекшена, где вездесущие стили действуют не как тренды, а скорее как мемы.
В отличие от графического дизайна, где одобрение клиента обычно происходит после создания работы, в области арт дирекшена все происходит наоборот, и перед созданием любых изображений требуется согласование клиента. Этот промежуток между согласованием и исполнением - вот где появляется мудборд: ожидается, что арт-директора предоставят множество досок, которые разбивают каждый аспект съемки (от освещения до композиции), а также список снимков, который будет строго соблюдаться фотографом. Это давление, требующее предоставления окончательных результатов до начала производства, побуждает арт-директоров предлагать только те идеи, которые уже реализованы, и в конечном итоге воссоздавать эти идеи на съемочной площадке - независимо от того, что большую часть прошлого простых эскизов или письменных описаний снимков было более чем достаточно для демонстрации задуманного визуала.
Конечно, взлеты и падения самих тенденций в визуальной культуре не являются чем-то новым. Если вы регулярно читаете AIGA Eye on Design, колонка Spotted является свидетельством огромного количества дизайнерских трендов, которые регулярно появляются в коммерческом мире. Но что уникально в тенденциях художественного направления, так это последовательность, с которой повторяются определенные комбинации формальных элементов в сочетании с отстраненностью от смысла, стоящего за этими формами. В то время как дизайн некоторых элементов упаковки несет как эстетическую нагрузку так и функциональную, использование брендами многих трендов визуального направления, таких как зеркальные отражения или закаты на фоне у продуктов, все чаще кажется не связанным с общей эстетикой, линейками продуктов или стратегической миссией брендов.
Эти визуальные сигналы действуют на поверхностном уровне, отображая визуальную форму без функции. В недавнем интервью The Brand Identity Джесси Рид, соучредитель нью-йоркской дизайн-студии Order, повторил эту идею и сообщил об отвращении своей студии к мудбордам, заявив: «Мудборды приводят к визуальным производным… эстетические тенденции в противовес глубоко продуманной работе еще больше продвигают цикл однообразия".
05. Примеры одинаковых визуалов
То, как изображения отбираются и размещаются в контексте мудборда, является движущей силой эстетической монотонности, наблюдаемой в фотографиях бренда. Арт-директора, которым поручено быстро и точно подбирать изображения, все чаще обращаются к сайтам коллективного вдохновения, таким как Pinterest или Are.na чтобы найти эталонные изображения. На этих сайтах, по замыслу, креативщикам рекомендуется размещать изображения в тематически согласованных папках для совместного использования и извлечения другими посетителями. Но, вырывая изображения из контекста, становится трудно понять концептуальное обоснование их формального внешнего вида.
Референсы рассматриваются только по направлению, субьекту или контексту, а не как единое объединение идей и эстетики. В результате, когда дизайнеры исследуют рекомендации, скажем, для фотосессии по уходу за кожей для продукта, который поставляется в стеклянных бутылках, они с большей вероятностью, чем когда-либо, ограничат свои исследования досками объявлений, которые выдают только шоты со стеклянными бутылками или косметикой. Когда эти заимствованные изображения далее скомпилируются в виде мудбордов, они настолько идеологически сглажены, что их практически невозможно использовать в качестве инструмента мозгового штурма для новых идей — вместо этого они становятся жесткой дорожной картой. Хотя кураторство, несомненно, само по себе является формой искусства, позаимствуем слова критика Фрэн Лейбовиц: чувство открытия не равно изобретению.
06. Использование брендом Hilma тренда с shelfie является частью более целостного визуального подхода к бренду.
Глядя на кривую тренда селфи, вы можете увидеть эту семиотическую дегенерацию в реальном времени. Hilma, компания по производству чистых фитотерапевтических препаратов и один из первых современных разработчиков композиций shelfie, явно использует формат shelfie с учетом стратегического повествования. В оригинальном использовании брендом фотографии на их веб-сайте, разработанном Little Troop, зритель видит, как полки с заваленные искусственно выглядящими лекарствами превращаются в минималистичные полки с натуральными препаратами.
Снимок shelfie удобно вписывается в экосистему аналогичного художественного направления для бренда в целом; как концептуально, так и эстетически, благодаря использованию аналогичной фотографии в стиле лайтбокса на фотографиях других продуктов. И наоборот, к тому времени, когда тенденция дойдет до таких мест, как Mr. Porter или Not Pot, она значительно больше отдалится от реальной ванной комнаты: сколько людей на самом деле хранят семь духов за зеркалом в ванной или используют полки в дамской комнате для кубиков Рубика? В то время как художественное направление, возможно, всегда более амбициозно, чем практично, эти более поздние варианты использования кажутся неестественными.
07. Вариант shelfie от Not Pot с кубиком рубика на полке
Что происходит, когда вы позволяете тому, что вы видели, отфильтроваться через призму вашей собственной памяти, вместо того, чтобы работать непосредственно с референсами?
Так что же нам делать дальше? Избежать повторения может быть так же просто, как искать вдохновения за пределами мира современного графического дизайна и художественного направления, и, конечно же, за пределами клиентской индустрии, в которой вы работаете, будь то обращение к прошлому или другим областям творчества, таким как архитектура или изобразительное искусство. Если вас вдохновляет идея отражения, как это видно на фотографиях с облачными зеркалами, почему бы не посмотреть, как Эккехард Альтенбургер или Яей Кусама играли с зеркалами в своих работах?
08. Инсталляции Эккехарда Альтенбургера и Яей Кусамы
Интернет может быть ценным ресурсом для исследований, но целенаправленность в поиске источников показывает мудрость и интеллект; надежная концепция с меньшим количеством примеров всегда лучше, чем часто встречающаяся концепция с множеством прецедентов. Еще проще: доверяйте своей интуиции. Скорее всего, вы впитали достаточно текущего визуального ландшафта; что происходит, когда вы позволяете тому, что вы видели, фильтроваться через призму вашей собственной памяти, вместо того, чтобы работать непосредственно с референсами? В конечном счете, референсные изображения следует использовать как инструмент, а не как продукт, ведущий к визуальной итерации, а не ограничивающий ее.